Просто река

НЕФТЕПРОВОД ПУРПЕ – САМОТЛОР ПЕРЕСЕКАЕТ ОКОЛО СОТНИ ВОДНЫХ ПРЕГРАД. В ОСНОВНОМ ЭТО НЕБОЛЬШИЕ РЕКИ, ПРОТОКИ, РУЧЬИ… ОБЫЧНО СПОКОЙНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ ШИРОКИЕ, В ПЕРИОД ПАВОДКА ОНИ РЕЗКО МЕНЯЮТ СВОЙ ХАРАКТЕР. ОДНО ИЗ ТАКИХ КОВАРНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ТРУБОПРОВОДА – РЕКА АГАН, ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ СТРОИТЕЛИ ВОЗВОДЯТ В НИЖНЕВАРТОВСКОМ РАЙОНЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, НЕПОДАЛЕКУ ОТ ГОРОДА РАДУЖНЫЙ. ПРОСТО РЕКА…
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ГОРОД

Говорят, что в Радужном можно одновременно увидеть три, а то и четыре радуги. Именно из-за этого необычного явления городок нефтяников, появившийся на территории Югры более 30 лет назад, и получил такое название. А еще здесь очень красиво осенью: желтые, зеленые, красные, ярко оранжевые березы, сосны, пихты, осины, лиственницы действительно переливаются на солнце всеми цветами радуги…

Повезло местным жителями в практическом плане: окружающие город леса богаты грибами, черникой, голуби кой, брусникой, морошкой, клюквой, кедровым орехом (с одного гектара кедровника здесь собирают до 70 кг чистого ореха). В тайге, совсем недалеко от города, водятся лисы, зайцы, белки, боровая дичь, встречаются бурые медведи и лоси. Многочисленные озера и реки полны рыбы. Но главное украшение Радужного – это все же Аган, на берегу которого город так удачно когда-то расположился. Кстати, с хантыйского это слово переводится просто: река.

НА БЕРЕГАХ АГАНА

От центра города до места, где строители нефтепровода Пурпе–Самотлор возводят подводный переход, не более полу часа на машине. Микроавтобус Volkswagen резво бежит по идеальному асфальту, но уже вскоре сворачивает с обочины и останавливается. Дальше импортным «брюхотеркам» делать нечего, пересаживаемся на вахтовку – «Урал-3255».
Особенность здешних мест – многочисленные реки, озера, болота, ручейки, протоки… Даже если под ногами у вас сухая земля, нет никакой гарантии, что через сутки-другие здесь не появится откуда-нибудь вода. Строители рассказывали про речку Вынгу (это недалеко от Сургута), которую летом можно перепрыгнуть в любом месте, а во время паводка не каждый рискнет пере плыть и на лодке.

А что же Аган? Это спокойная река шириной в районе подводного перехода не более полусотни метров. Для компании, в списке которой километровые ППМН через Волгу, Лену, Ангару, не такая уж серьезная преграда. Правда, три плети дюкера по 130мкаждая заставили взглянуть на убегающую вдаль голубую ленту несколько по-другому.

– Как и большинство сибирских рек Аган сильно разливается во время весеннего паводка, – объясняет начальник штаба №3ОАО «Сибнефтепровод» В.А. Садовников. – Из-за этого и такие меры предосторожности: расстояние между береговыми задвижками перехода – 1537 м. Может быть, река выглядит не очень серьезным препятствием, но это благодаря тому, что сейчас нет дождей. На самом же деле ее пойменная часть сухая только с виду – грунтовые воды находятся очень близко, и подъехать к ней на тяжелой технике довольно проблематично. Поэтому и разносим узлы перехода на высокие места.

Не меньше хлопот доставил строителям и состав почвы – мельчайший песок, который во время дождей пре вращается в месиво, на солнце рассыпается, а под водой попросту оползает, замывая траншею.

– Из-за этого траншею в верхней ее части нам пришлось сделать шире, чем принято, – говорит начальник участка Специализированного управления под водно-технических работ (СУПТР) ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» Д.С. Кутовой. – Величина заложения откосов составила здесь один к трем (обычно – один к полутора). Соответственно, гораздо больше пришлось вынимать и грунта. Разработка велась двумя гидро мониторами, круглосуточно. Глубина подводной траншеи в русловой части – 11 м от зеркала воды. Это тоже намного больше, чем на стандартных переходах.

Оказывается, из-за нестабильной почвы река может просто вымыть нефтепровод, если проложить его недалеко от поверхности (одна из особенностей Агана – ямы глубиной до 15 м). Так что закопать дюкер на стандартные 2,0–2,5 м было бы здесь по меньшей мере непредусмотрительно.

ТРОЙНОЙ КОНТРОЛЬ
Генеральным подрядчиком строительства нефтепровода Пурпе – Самот лор на участке 265,0–429,5 км, где и сооружается ППМН через р. Аган, является ООО «Транснефтьстрой». Кроме того, качество работ здесь контролируют ОАО ЦТД «Диаскан» и Специализированное управление по предотвращению и ликвидации аварий (СУПЛАВ) ОАО «Сибнефтепровод».

– Вообще-то по проекту здесь пред усмотрен двойной контроль. Специалистов из СУПЛАВ мы задействовали уже дополнительно, для большей уверенности в необходимом качестве ра бот, – продолжает В.А. Садовников. – Всего у нас три подводных перехода – через Аган, Агрнъеган и Негусъяун. Этот – наиболее протяженный, хотя и другие не маленькие: длина самого короткого около 1200 м. Работы на всех трех реках выполняет один субподряд чик – ЗАО «Краснодарстройтрансгаз», а точнее его дочерняя структура – Специализированное управление под водно-технических работ. Дюкер был сварен и испытан еще в конце августа, и спустя месяц началась его укладка в траншею.

– Подводники показали себя очень хорошо, – вступает в разговор представитель генподрядчика, ведущий инженер по реализации проекта ООО «Транснефтьстрой» В.Г. Зинов. – Все делают качественно и в срок, претензий к ним нет. За день до протаскивания дюкера мы проверили, вся ли техника на месте, подготовлено ли оборудование. Утром подписали разрешение на начало работ, подтвердив тем самым проектное положение траншеи и полную готовность строителей к началу операции.

После того как будет уложена первая плеть, к ней присоединят вторую. Требование к качеству сварки на этом этапе строжайшее – недопустим никакой, даже малейший, ремонт. То есть все должно быть сделано за один раз и очень надежно. Безупречно должна быть произведена и изоляция стыка. Поэтому процесс полностью контролируется надзорными органами.

Что касается самого дюкера, то его состояние специалисты компании тщательно проверили заранее – в лаборатории неразрушающего контроля.

– Дефекты в данном случае недопустимы, – говорит руководитель группы специалистов технического надзора ЦТД «Диаскан» А.И. Талабан. – Участок трубы, где они обнаружены, согласно новому регламенту, сразу идет под вырезку. Здесь тоже пришлось вырезать четыре стыка (выявлены несплавления и цепочка пор). Зато теперь можно быть уверенным в надежности перехода.

Наконец, дюкер уложен в траншею. Дальше предстоит измерить верхние отметки трубы – это сделают водолазы. Если глубина ее залегания окажется недостаточной, придется с помощью гидромониторов подмывать грунт и осаживать нефтепровод на место. После промеров и водолазного обследования составляется акт и технадзор выдает разрешение на засыпку траншеи. Вначале засыпается ее урезная часть, за ней – русловая. Затем производятся берегоукрепление и рекультивация прилегающей территории. На Агане обратную засыпку и укрепление берегов строители уже закончили. Рекультивация будет произведена здесь весной, с началом вегетационного периода.

МОРСКОЙ ЗАКОН

У подводников существует масса негласных правил, которые они свято чтут. Например, дурной приметой считается протягивание дюкера 13-го числа. Также настоящие профессионалы очень будут недовольны, если во время этого священнодействия на объекте окажется женщина. Все остальное – пустяки. Снег, дождь, ветер, мороз – на такие мелочи подводники внимания не обращают.

– Почему мы так трепетно относимся именно к протаскиванию дюкера? – переспрашивает Д.С. Кутовой. – Да потому что этот вид работы очень тонкий – много нюансов, которые могут повлиять на исход операции. Любое передвижение техники, людей должно быть спланировано заранее. Весь процесс от начала и до конца контролируется одним человеком (как правило, это кто-то из руководителей), который следит за ходом события и отдает команды остальным.

Количество техники и численность персонала, участвующих в укладке дюкера, зависят от многих факторов – ширины пойменной части реки, длины плетей, протяженности подводного перехода… Конкретно на Агане были задействованы восемь трубоукладчи ков, бульдозер и экскаватор. Все рабо ты проведены силами 19 человек.

Вадим Валюков

Фото Майи Сазоновой и Александра Деткова


Генеральный директор ООО «Транснефтьстрой» А.В. Поляков:

– На трассе трубопровода Пурпе – Самотлор проектом предусмотрено строительство восьми крупных подводных переходов. При этом один из них (самый большой, через реку Пяко-Пур) будет проложен методом наклонно направленного бурения. Здесь этот способ используется для того, чтобы гарантировать безопасность колоний рыб ценных пород, нерест которых происходит в водах этой реки. Остальные переходы, согласно проекту, будут построены классическим траншейным способом. Работы по сооружению ППМН ведутся силами двух подрядных организаций: ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» (реки Негусъяун, Аган, Агрнъеган) и ООО КСУ «Сибнефтепроводстрой» (реки Пяко-Пур и Вынгапур, ППМН через старицы, ППМН через группу озер). Завершены три перехода – через Пяко-Пур, Аган и Вынгапур. Еще один ППМН через группу озер будет строить ООО «Пурпетрубопроводстрой». Отдельно хотелось бы остановиться на методах контроля и технических решениях, используемых при строительстве подводных переходов. Для уменьшения экологических рисков, уже при проектировании ППМН закладываются повышенные коэффициенты качества материалов и конструкций. В частности, конструкция труб предусматривает утолщенные стенки (используется труба класса прочности не меньше «К56», с толщиной стенки от 17 мм). Отмечу также, что трубы повышенной прочности закладываются не только в русловой, но и в пойменной части рек. Кроме того, на всех переходах будут созданы система контроля утечек нефти, резервные нитки, приняты другие технологические меры, обеспечивающие безопасность трубопровода. Помимо перечисленных мер, при строительстве подводных переходов производится стопроцентный дубль-контроль сварных стыков (т. е. каждый стык проходит двойную проверку). Качество укладки дюкера в траншею контролируется водолазами. Таким образом, путем выполнения всех этих мероприятий контроль за строительством подводных переходов обеспечивается специалистами системы АК «Транснефть» на всех стадиях реализации проекта. В итоге это будет способствовать технологической безопасности всего нефтепровода Пурпе – Самотлор и строгому соблюдению принципов экологической политики компании.