Мороз и трубы…

ЗАПАСЫ НЕФТИ ВАНКОРСКОЙ ПРОВИНЦИИ, РАДИ КОТОРЫХ, СОБСТВЕННО, И БЫЛО НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ТРУБОПРОВОДА ПУРПЕ – САМОТЛОР, ПРЕВЫШАЮТ 500 МИЛЛИОНОВ ТОНН. ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА И ДРУГИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ СИБИРСКОГО СЕВЕРА. ИМЕННО ЭТИ УГЛЕВОДОРОДЫ СТАНУТ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАПОЛНЕНИЯ ТС ВСТО УЖЕ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ. А СЕГОДНЯ СТРОИТЕЛИ СЕВЕРНОЙ МАГИСТРАЛИ ДЕЛАЮТ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ПРОИЗОШЛО ЭТО КАК МОЖНО СКОРЕЕ.

ДОРОГА ЧЕРЕЗ ЯМАЛ

О масштабах развернувшегося на Ямале строительства начинаешь догадываться уже через час полета на вертолете. Но еще раньше осознаешь, в каких условиях приходится прокладывать трубопровод. Леса, болота, снова леса…  Кажется, таежному морю не будет конца. Но чем ближе мы продвигаемся на север, тем скуднее становится природа. Наконец, на горизонте и вовсе показалась открытая всем ветрам заснеженная равнина… Начинаем снижаться. Внизу видна техника, чернеют приготовленные для сварки трубы. Это – 102-й км трассы нефтепровода Пурпе –Самотлор, и именно здесь начинается группа озер, через которую строителям предстоит проложить подводный переход протяженностью 13 км.

– Глубина водоемов в этом месте не превышает полутора-двух метров, – рассказывает начальник штаба № 1 ОАО «Сибнефтепровод» А.В. Сергиенко, – поэтому будем прокладывать трубопровод обычным траншейным методом. Для надежности и безопасной эксплуатации предусмотрены два узла задвижек – в начале и конце перехода, а также применена труба с толщиной стенки 19 мм.

Штаб № 1 отвечает за строительство линейной части от нулевого до 265-го км. Всего на участке трудится свыше 700 специалистов и задействовано более 400 единиц техники. Основные виды работ, выполняемые сегодня на трассе, – это сварка трубопровода в нитку, его изоляция, укладка в траншею и засыпка. Также производятся, пока стоят холода и есть везде подъезды, монтаж линейных узлов, отсыпка площадок, устройство амбаров для проведения гидроиспытаний.

– Если говорить о сложностях строительства в целом, – продолжает Сергиенко, – то прежде всего это – сильные морозы, которых порой не выдерживает техника, а также серьезная обводненность территорий. При разработке траншеи на поверхность выходит много воды, которую нужно постоянно откачивать. Не дают спокойно работать и плывуны. Словом, основная наша головная боль – сложность грунтов. Кроме того, на участке немало водных преград, есть и довольно серьезные – река Пяку-Пур, которую мы проходили методом наклоннонаправленного бурения, несколько стариц… Сейчас вот предстоит преодолеть группу озер. Следом будет еще одна, правда, уже на километр короче.
СТАТУСНАЯ СТАНЦИЯ

Следующий перелет – до НПС «Пурпе». На сегодняшний день это самая северная нефтеперекачивающая станция «Сибнефтепровода», но пройдет совсем немного времени, и этот статус перейдет к одной из НПС трубопровода Заполярье – Пурпе, к строительству которого компания приступит в нынешнем году.

Сооружение новых объектов на НПС «Пурпе» началось в мае 2010 года. Уже построены пять резервуаров-двадцатитысячников и два резервуара-пятитысячника, проведены их гидроиспытания и покраска. Завершены работы по монтажу всех зданий – идет внутренняя отделка помещений и установка оборудования. Полностью смонтированы кабельная эстакада и котельная, установлены 10 молниеотводов и 8 мачт освещения. В насосной пожаротушения выполнен монтаж насосов, производится укрупненная сборка внутренней системы трубопроводов, выполняются электротехнические работы. В марте на станцию поступит оборудование для магистральной насосной, и начнется его монтаж.

– Основные работы, которые нам предстоит еще выполнить, –это обвязка технологических трубопроводов, – объясняет представитель подрядчика, начальник участка ООО «Велес Строй» О.Б. Завьялов. – То есть все резервуары, магистральную и подпорную насосные надо соединить технологическими линиями в одно целое. И тогда вся эта система заработает. Особо хочется отметить, что объекты строятся с применением современных технологий. Резервуары оснащены алюминиевыми понтонами, которые уменьшают выброс вредных веществ в атмосферу и обеспечивают безопасную эксплуатацию. Вокруг емкостей возведено каре с противофильтрационным экраном. Кроме того, на станции предусмотрена полная очистка всех сточных вод и построена очень надежная система пожаротушения.

Морозы требуют особых подходов, –подчеркивает Завьялов. – Уже при минус 38 оС сварка и монтаж технологических трубопроводов запрещены. Стараемся выходить из положения: делаем укрытия, ставим палатки… Понятно, что строительство на севере – процесс более трудоемкий, чем в других широтах. Грунт промерзает здесь на глубину до трех метров, к тому же отличается высокой пучинистостью. Приходится делать основания под технологические трубопроводы, фундаменты под здания с большим, чем обычно, запасом прочности.

Несмотря на сложности, все резервуары новой станции построены и испытаны гораздо раньше намеченного срока: уже минувшей осенью их предъявили технадзору и заказчику, хотя по плану это должно было произойти лишь в мае 2011 года. Благодаря самоотверженному труду строителей полные гидроиспытания новой НПС состоятся уже весной.
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

Вопреки расхожему мнению, Ямал – территория довольно освоенная. То и дело в иллюминаторе вертолета мелькали ЛЭП, автомагистрали и даже железнодорожные пути. Вполне очевидно, что вся инфраструктура служит на полуострове одной общей цели: добыче и транспортировке местных природных богатств – нефти и газа. Поэтому, несмотря на обилие дорог, здесь практически не встретишь праздно снующих легковушек. Если и удается заметить редкий автомобиль, то, как правило, это вахтовка, трубовоз или что-то подобное. Вне общего дела на Ямале просто не выжить.

Высокие темпы строительства нефтепровода Пурпе – Самотлор, и, в частности, его северного участка, во многом обусловлены удачным подбором подрядных организаций. На реализацию проекта брошены лучшие, проверенные силы.

Генеральным подрядчиком строительства магистрали выступил «Транснефтьстрой».

– Наша организация контролирует весь цикл строительства нефтепровода, – говорит начальник штаба «Транснефтьстроя» в г. Ноябрьске Д.А. Ершов. – За каждым участком закреплен ведущий инженер по реализации проекта, который отслеживает выполнение работ, проверяет достоверность информации, направляемой в диспетчерскую службу штаба. Также его задача – обеспечить максимально оперативное решение всех возникающих проблем. Кроме того, сотрудники штаба отслеживают изменения, которые периодически вносятся в проект, контролируют качество исполнения работ и обеспечивают их бесперебойность.

Хочу отметить, что две из четырех подрядных организаций, занятых на строительстве линейной части (ООО КСУ «Сибнефтепроводстрой» и ООО «Брянскнефтегазспецстрой»), являются «дочками» «Транснефтьстроя», – продолжает Ершов. – И это большой плюс в работе: единая вертикаль управления, реализации информации, принятия решений. Скажем, специалисты «Брянскнефтегазспецстроя» вышли на трассу позже всех – в декабре 2010 года. И участок им достался один из самых сложных – цепочка глубоких озер. Но идут хорошо, справляются… К тому же всегда есть возможность при необходимости вовремя оказать им поддержку.

Очень уважительно отзываются заказчики строительства и представители технадзора и о работе специалистов ООО КСУ «Сибнефтепроводстроя»:

– Сварка на нашем участке выполняется на самом высоком уровне, – отмечает инспектор технического надзора ОАО ЦТД «Диаскан» Д.Е. Коротин. – Отбраковки практически нет – менее 1 % стыков, что для полевых условий очень мало. Такое качество можно объяснить хорошей квалификацией сварщиков и точным соблюдением технологии.

Участие не в одном крупном проекте и в активе ООО «Велес Строй».

– До работы на НПС «Пурпе» конкретно наше подразделение построило два резервуара-пятидесятитысячника для БТС-2, а до этого – пункт налива нефти в Сковородино, – рассказывает руководитель проекта ООО «Велес Строй» И. Йованович. – Если же говорить о предприятии в целом, то, наверное, не было такого крупного проекта «Транснефти», в котором бы оно не участвовало. Приморск, «Шесхарис», «Грушовая», «Дружба», ВСТО – и это еще не все…

ГОРОДСКОЙ ХУТОР

Промежуточная нефтеперекачивающая станция № 2, которая (как нам сказали по секрету) после окончания строительства будет называться «Вынгапур», возводится неподалеку от одного из микрорайонов г. Ноябрьска. Правда – вот уж непонятная северная специфика! –расположился этот микрорайон в 90 км от города. Трудно сказать, насколько комфортно ощущают себя жители необычного «хутора», но строителям НПС № 2 соседство с населенным пунктом оказалось весьма кстати. Все-таки прожить целый год в отрыве от цивилизации стало бы испытанием для многих.

– Строительство станции началось в марте прошлого года, – рассказывает начальник штаба № 2 ОАО «Сибнефтепровод» О.С. Колосай. – На месте НПС стоял такой же дремучий лес, как и сейчас вокруг. В первую очередь нам предстояло расчистить и распланировать строительную площадку, а уже потом обеспечить доставку песчаного грунта. Отсыпка участка заняла два месяца. За это время было завезено около 220 тыс. м3 песка. В начале июня мы уже приступили к устройству свайных оснований под все здания и сооружения, а еще через две-три недели организовали полный комплекс общестроительных работ.

На сегодняшний день все здания и сооружения станции, предусмотренные проектом, возведены. Закончен монтаж кабельных эстакад, смонтированы все мачты освещения, периметральное ограждение. Ведутся работы по прокладке технологических трубопроводов и установке запорно-регулирующего оборудования. В полном объеме выполнен монтаж инженерных сетей – тепловодоснабжения, канализации, пожарных водоводов. Начата пробная эксплуатация блочной котельной.

Работы на площадке НПС № 2, так же как и на НПС «Пурпе», выполняют специалисты ООО «Велес Строй». На вопрос, доволен ли представитель заказчика работой этой организации, О.С. Колосай ответил:

– Доволен, честно скажу. Работу выполняют в срок и качественно. Если и случаются какие-то недочеты – все оперативно исправляется. Каких-то серьезных претензий к подрядчику нет. Строительство ведется в строгом соответствии с графиком, а по некоторым направлениям –даже с опережением. Например, инженерные сети мы должны были проложить в феврале – мае 2011 года, а фактически 90 % работ было выполнено еще до нового года.

КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ СТРОЙКА

Сооружение нефтепровода Пурпе – Самотлор – один из сложнейших, но от этого не менее успешных проектов компании. Начав работу в невероятно трудных условиях, строители менее чем за год сварили в нитку около 95 % магистрали.

– Хотя по плану ввод магистрали в эксплуатацию должен состояться во II квартале 2012 года, мы понимаем, что другого лета, когда можно испытать нефтепровод, у нас не будет, –говорит заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод» по инвестиционным проектам М.В. Саяпин. – Поэтому поставили для себя задачу провести гидроиспытания уже в июне – и линейная часть, и нефтеперекачивающие станции к этому времени будут полностью готовы. Осенью осуществим пусконаладку по нефти и сможем запускать нефтепровод в работу.

О том, кто станет обслуживать МН Пурпе – Самотлор, в «Сибнефтепроводе» подумали заранее – когда приступили к строительству.

– На предприятии разработана программа по набору кадров, и мы понемногу начали принимать людей, –продолжает М.В. Саяпин. – Объекты растут, надо чтобы специалисты, которые здесь будут трудиться (в первую очередь инженерно-технические работники), присутствовали при монтаже и пусконаладке оборудования.

Участок нефтепровода от НПС «Пурпе» до 265-го км предстоит эксплуатировать сотрудникам Ноябрьского УМН.

– Головная НПС и промежуточная станция № 2 будут обслуживаться нашим управлением, – поясняет начальник Ноябрьского УМН ОАО «Сибнефтепровод» Р.А. Аптразаков. – Кроме того, в зоне деятельности предприятия окажется и линейная часть – это 265 км нефтепровода. Поэтому наши специалисты участвовали уже в подготовке к строительству: получали технические условия от предприятий, чьи коммуникации проходят в одном коридоре со строящимся нефтепроводом, проводили экспертизу проекта. А когда началась отгрузка оборудования для станций, работники управления отправились на заводы-изготовители, чтобы присутствовать при приемосдаточных испытаниях. Стараемся следить и за качеством работ – потом будет легче эксплуатировать магистраль. Скоро многие узлы и агрегаты уйдут под землю, и мы должны знать, как они расположены.

Чтобы подобрать персонал для северного нефтепровода, сотрудники Ноябрьского УМН уже сегодня проводят анкетирование жителей прилегающих населенных пунктов. Прошедшие отбор кандидаты в марте будут направлены в учебные центры компании и через несколько месяцев приступят к работе.

Вадим Валюков

Фото Олега Сердечникова №03-2011

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ 12 НЕФТИ №03-2011


Д.А. Ершов, начальник штаба ООО «Транснефтьстрой» в г. Ноябрьске:
– Наша основная задача – направление, координация и корректировка действий подрядчиков при реализации проекта. На начало марта сварено в нитку 404 км, или 94 % от общего объема работ по сварке. В апреле планируем закончить комплекс линейной части, далее – гидроиспытания (конец мая – июнь). Их схема и график уже разработаны и находятся на утверждении у заказчика. Во всех мероприятиях указан ответственный исполнитель – ООО «Транснефтьстрой». Нужно испытать трубопровод, провести его диагностику. Надеемся, дефектов не будет. Затем предстоит навести порядок на трассе: благоустройство, отсыпка дорог. Надо торопиться. Ведь «Транснефть» поставила цель – завершить проект в текущем году.